п.Молодёжный Наро-Фоминский район Московская область
Подписаться
03.04.2017
Бомбили, штурмовали, вели разведку. 565 иап. Отрывок из статьи Татьяны Окуловой об архивном поиске по сержанту Серову А.А.

В этом полку, местом базирования которого был аэродром Раменское, служил пилот сержант Александр Андреевич Серов.
В архивном деле «Переписка по личному составу за 1941 год» он числится среди находящихся за штатом. В другом деле – «Переписка о готовности матчасти» сообщается, что его самолёт, Миг-3 №3145, «предположительно сбит зенитчиками противника» **.
Наиболее подробно этот случай описан в боевом донесении от 29.10.41  штаба 565-го иап командиру 6-го авиационного корпуса:
«При выполнении боевого задания 29.10.41 в 8 часов 32 минуты — патрулирование в районе Подольск-Лопасня в составе звена: командир 2-й авиаэскадрильи лейтенант Лемешкин Я.Е., командир звена младший лейтенант Зорин В.А. и пилот сержант Серов А.А. – не вернулись с боевого задания два лётчика – лейтенант Лемешкин Я.Е. и сержант Серов А.А. Третий экипаж вернулся и благополучно произвёл посадку на свой аэродром.
По докладу вернувшегося лётчика командира звена младшего лейтенанта Зорина В.А. звено при ведущем командире эскадрильи задание выполняли не в своей зоне патрулирования Подольск-Лопасня.
Ведущий лейтенант Лемешкин повёл звено по шоссе Подольск-Малоярославец и не долетел до Малоярославца 8 км. В районе Доброе звено было внезапно атаковано на высоте 1500 метров группой немецких истребителей (до трёх самолётов по докладу младшего лейтенанта Зорина). В это же время с земли вёлся зенитный огонь. Младший лейтенант Зорин отбил атаку, при которой атаковывали сержанта Серова. После выхода из атаки Зорин наблюдал горящий самолёт Лемешкина, который шёл на снижение, а второй ведомый Серов планировал. После чего Зорин на бреющем полёте ушёл домой.
Вывод:
1. Причиной данного происшествия явилось то, что командир эскадрильи не выполнил приказание на патрулирование в своём районе Подольск-Лопасня, а повёл звено в сторону фронта искать противника.
2. Возможно, что командир эскадрильи обнаружил противника, но ведомый младший лейтенант Зорин не заметил и не наблюдал никакой команды для атаки».
Видимо, уж очень хотелось комэска Лемешкину сбить хоть одного фашиста. Ведь на партсобраниях не раз говорилось, что в других полках уже открыт счёт сбитых немецких самолётов.
Судя по политдонесениям, кроме боевой работы основной задачей полка была подготовка молодых лётчиков, в том числе к ночным полётам. Этому отводилось много времени, число тренировочных полётов намного превышало количество боевых вылетов.
Очень тяжёло сложилась судьба командира эскадрильи старшего лейтенанта Якова Ефимовича Лемешкина, 1915 года рождения, уроженца г.Баку. Война исковеркала его жизнь, начинавшуюся счастливо и успешно.
По записям в его учётной карточке видно, что в 1938 году он сдал экстерном экзамены в военном училище и в звании младшего лейтенанта начал службу в 45-м истребительном авиаполку. В августе 1939 года был направлен в распоряжение командира 1-й авиагруппы Забайкальского военного округа, служил начальником связи 4-й эскадрильи 22-го иап, штурманом эскадрильи 126-го иап, в конце 1940 года получил звание лейтенанта, а в мае 1941 года стал заместителем командира эскадрильи этого же полка.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7.04.1940 младшего лейтенанта Я.Е.Лемешкина наградили орденом Красного Знамени. За какой подвиг, пока выяснить не удалось, но получение такой высокой награды в довоенное время свидетельствует о многом. Пометка в карточке: «ВВС СЗФ» рядом с номером приказа НКО СССР о награждении наводит на предположение, что он принимал участие в советско-финляндской войне. Эту цепочку поиска надо продолжать.
С 29 сентября 1941 года Я.Е.Лемешкин значится исполняющим должность командира эскадрильи 565-го иап, из списка которого исключён как пропавший без вести.
Вновь наш герой встал на воинский учёт в 1955 году как рядовой. Сухобузинским РВК Красноярского края 13.12.1955 сделана запись о том, что он «находился в заключении и ссылке» и резолюция: «Приказ ГУФ КА 0177-42 отменить: жив».
Опытному лётчику удалось посадить свой горящий самолёт. Это произошло на территории, занятой противником. Он оказался в фашистском плену. Пойдя сквозь ужасы и унижения на чужбине, вернулся на родину и тоже попал в лагерь как предатель. Ведь в годы войны и в первые послевоенные годы бытовало убеждение, что «в Красной Армии нет военнопленных, есть только предатели и изменники Родины. Советский Союз не знает пленных, он знает лишь мёртвых и предателей». Об этом не раз высказывался глава государства И.В.Сталин. Скорее всего, Я.Е.Лемешкин, как и многие другие военнопленные, вышел на свободу после указа об амнистии, принятого 17 сентября 1955 года.
Есть в его документах ещё две интересных записи. Первая гласит, что Я.Е.Лемешкин является «в настоящее время заведующим пекарней села Миндерла Сухобузинского района Красноярского края» и проживает там же.  Вторая сделана военкомом Большемуртинского РВК Красноярского края 18.11.1966 года и свидетельствует, что этого удивительного человека ничто не сломило и не изменило. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6.05.1965 он был награждён медалью «За отвагу»! Да, мужество если есть в человеке, то навсегда. Очень хочется узнать, какой подвиг совершил бывший лётчик, ставший пекарем, в мирное время. Ведь в 1965 году ему было уже пятьдесят лет!


поделиться:
Мы в социальных сетях:

п.Молодёжный Наро-Фоминский район Московская область

Электронная почта: