По счастливому стечения обстоятельств до нас дошёл слух, что в указанном районе, в лесу, вроде бы кто-то видел железки, похожие на обломки то ли самолёта, то ли танка. В общем информация очень приблизительная, противоречивая и подозрительная. Однако поисковое чутьё нам подсказало, что за этими туманными фразами может быть что-то реальное. Недолго думая мы отправились на поиски.
Рассредоточившись в цепь и включив металлодетекторы, мы решили прочесать данный район. Не прошло и часа, как металлодетекторы начали срабатывать на многочисленные осколки алюминия и железа. Стало понятно, что осколки принадлежат упавшему самолёту. Но где же именно он упал? Ведь осколки, которые попадались нам — это лишь мелкие фрагменты самолёта, разлетевшиеся в большом радиусе от «эпицентра» падения в результате взрыва. К счастью и эпицентр искать долго не пришлось — в болотистой низинке мы увидели воронку и несколько крупных фрагментов фюзеляжа и агрегатов самолёта.
Итак, место найдено, но оно оказалось непригодно для раскопок — вода практически полностью покрывала воронку, образовавшуюся в результате падения самолёта. Решено приступить к верховому поиску и сбору обломков. А работы по раскапыванию воронку перенести на зимнее время — как правило зимой вода большей частью «вымерзает» и возможно без трудоёмкого, а зачастую и бесполезного, откачивания воды выкопать, уже ставшую более-менее сухой, воронку.
Что же нам дал верховой поиск в районе самолёта? Во-первых, было собрано множество обломков самолёта, что упростило последующую идентификацию модели самолёта. Но самое главное — были найдены личные вещи пилота — лётный шлем и очки (очень сильно повреждённые ещё в те годы) и шомпол от пистолета ТТ. Появилась версия, что пилот скорее всего погиб, т.к. повреждения шлема, если он в этот момент был на голове пилота (а это скорее всего так), были несовместимы с жизнью — правая сторона шлема разорвана в клочья, правая часть лётных очков разбита на мелкие кусочки (стекло и оправа).
Информацией поделились с И. Михайлюком и попросили его помочь с идентификацией самолёта и определением имени пилота. Игорь несколько раз принимал участие в верховом поиске на месте падения самолёта и работах по раскапыванию двигателя.
Далее приведу фрагмент из официального заключения по работам на месте падения самолёта:
18.11.2013 поисковым отрядом «Патриот» (пос. Молодёжный, руководитель – Бирюков Владимир Геннадьевич) вблизи д. Белоусово Наро-Фоминского района Московской области обследовано углубление в земле с раскиданными вокруг фрагментами авиационной обшивки времён Великой Отечественной войны.
В результате обследования установлено, что это — место падения советского самолёта МиГ-3.
С февраля 2014 г. по май 2015 г. в свободное время проводились неоднократные выезды совместной поисковой экспедиции в составе поискового отряда: «Патриот» (п. Молодёжный, Наро-Фоминский р-н, МО) с привлечением специалиста по истории авиации Великой Отечественной войны – Михайлюка Игоря Ярославовича.
Место работ представляло собой овальное углубление, 3х2 м, заполненное водой. Вокруг ямы – возвышение, являющееся выбранным грунтом, при земляных работах, проводимых ранее. Точную датировку установить не представляется возможным.
Предположение, что на месте падения данного самолёта неоднократно проводились поисковые работы, оказалось верным. Отсутствие упорядоченного положения деталей самолёта, и отсутствие крупных узлов и агрегатов указывало на то, что они были вывезены с места катастрофы ранее. Возможно, в разное время в послевоенные годы.
В ходе поисковых работ на месте падения самолёта, человеческих костных останков и элементов парашютной системы не обнаружено. В 7 м от края воронки, в корнях берёзы, найден шлемофон лётчика. Извлечь его целым не удалось. Фрагменты были собраны, обработаны и сшиты вручную, для придания целостного вида.
После удаления солевых отложений, на одном из головных телефонов проявились царапины по краске в виде числа — «599».
В самой воронке найдены:
— элемент ломающейся створки шасси с номером «5055»;
— шевронная шестерня редуктора самолёта с номером « с30722 ».
Исследованием в ЦАМО РФ документов периода Великой Отечественной войны было установлено, что найденный номер 5055 соответствует номеру самолёта МиГ-3 № 5055, акт и карточку-донесение на который, отправлял на списание 177 истребительный авиационный полк старшему инженеру 6 АК ПВО г. Москвы.
Сам акт и карточка-донесение, с привязкой к фамилии лётчика, в просмотренных документах не выявлен. Номер самолёта указан в сопроводительном письме.
На основе документов 177 иап и 6 АК ПВО, можно сделать предположение, что пилотом самолёта МиГ-3 № 5055 был лётчик 177 иап — младший лейтенант Даниленко Иван Прокофьевич, не вернувшийся с боевого задания из р-на Наро-Фоминск 2.12.1941 г.
Мл.л-т Даниленко Иван Прокофьевич, 17.02.1920 г.р.
Адрес семьи: жена Даниленко Тамара Васильевна, Ярославская обл, г. Переславль-Залесский, Трудовой переулок, дом 6.
Что любопытно, номер самолета — 599, обнаруженный на одном из головных телефонов шлемофона, принадлежал истребителю И-16 177 иап, упавшему в районе Орехово-Зуево. Летчик катапультировался, выжил, вернулся в полк и видимо со временем один из головных телефонов перекочевал в шлемофон летчика МиГа. Данный факт удалось оперативно установить благодаря базе номеров самолётов, собранных И. Михайлюком за многие годы работы в архиве. Однако этот номер мог сослужить и плохую службу — например направить в неверное русло поиска, т.к. многие считают, что самое важное в установлении судьбы лётчика — это номер на головных телефонах.
Но и не обошлось без неприятностей: полностью раскопав двигатель и подготовив его для извлечения из воронки, мы, вернувшись через несколько дней во всеоружии для его извлечения, двигателя в воронке не обнаружили. Скорее всего двигатель был украден сборщиками металлолома либо недобросовестными поисковиками. Это явилось тяжёлым ударом для всего коллектива отряда, участвовавшего и поиске и раскопка самолёта. Нет прощения действиям воров!
В заключении приведу несколько фотографий, характеризующих процесс раскопок на месте падения самолёта.
См. также :