п.Молодёжный Наро-Фоминский район Московская область
Подписаться
17.05.2017
Пилот Иван Акуличев
Акуличев Иван Иванович, пилот бомбардировщика

Акуличев Иван Иванович, пилот бомбардировщика

С Иваном Ивановичем Акуличевым, пилотом 7-го дальнебомбардировочного полка (дбап), я не была лично знакома, хоть он, участник Московской битвы и боёв на наро-фоминском направлении, остался жив и служил после войны в разных местах, в том числе в Подольске.

Этот очерк сложился из информации, почерпнутой из разных документов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, в том числе личной учётной карточки, где была наклеена крохотная фотография лётчика.

Самый ранний из них датирован маем 1941 года*, до начала Великой Отечественной войны – полтора месяца. Выписка из приказа ВВС КА № 0126 от 7.05.41 командиру 7-го дбап: «Курсантам, окончившим Таганрогскую военную авиационную школу пилотов имени Чкалова, присвоить воинское звание «сержант» и назначить военными пилотами 7-го дбап». Первым в алфавитном списке значится Акуличев Иван Иванович, о котором из книги учёта младшего начальствующего и рядового состава 7-го дбап** и других документов известно, что он родился 10 сентября 1919 года в селе Лапшанга Варновинского района Горьковской области, в 1937 году окончил семилетку в Горьком (ныне Нижний Новгород), в течение следующего года занимался в аэроклубе. До призыва в армию работал сапожником. Семьёй на тот момент ещё не обзавёлся (самым близким родственником записан отец Иван Николаевич), а в партию вступил в октябре 1940 года и прибыл в полк кандидатом ВКП(б). 16 ноября 1941 года Акуличеву было присвоено воинское звание старшина***.

Больше всего меня интересовало, как часто летал Иван Иванович над Наро-Фоминским районом. Выяснилось, что на протяжении всего времени боёв на наро-фоминском направлении. Полк, в который был направлен сержант Акуличев, в середине октября 1941 года входил в состав 40-й авиадивизии. Он базировался сначала на аэродроме в М.Сушкове, затем в Дягилеве и совершал боевые вылеты с заданиями на бомбёжку войск противника. Так, 13 октября  8 самолётов взлетали один за другим с 9.38 до 10.33 с целью: уничтожить мотомехчасть и живую силу противника.

Как говорится в боевом донесении, район цели патрулировали истребители противника МЕ-109 и Хенкель-112, от 2 до 9 самолётов. С земли действовала зенитная артиллерия (ЗА).

«Звено младшего лейтенанта Захарова было обстреляно сильным огнём ЗА, разрывы появлялись впереди и слева крупнокалиберные. Были атакованы девятью истребителями МЕ-109 и Хенкель-112 противника.  Экипаж пилота Лосенкова подожгли в районе цели, экипаж выбросился.на парашюте. Экипаж пилота Акуличева (Лисанский, Троицкий, Орумбаев), вернулся, самолёт сильно повреждён (выведен из строя левый элерон и руль глубины и весь самолёт изрешетен) пулевыми пробоинами и прямыми попаданиями снарядов. Стрелок-радист Троицкий ранен в ногу. Отражая атаки истребителей противника, он сбил один МЕ-109  (тот загорелся, пошёл к земле)».

В этот день на своём аэродроме совершили посадку только три самолёта.

Как известно из документов, Иван попал в третье звено второй эскадрильи, где служили ещё пилоты Шахшаев, Мерецкий, Сорокин, Потапов, Нехаев, Саенко.

С 18 октября у Акуличева сложился экипаж, с которым он летал вплоть до трагедии, случившейся в небе над Наро-Фоминском 11 ноября. Это штурман лейтенант Лисанский, стрелок-радист младший сержант Волков и стрелок-радист младший сержант Орумбаев. Бывали случаи, когда экипаж разъединяли, но большую часть вылетов они сделали в таком составе.

18 октября они выполняли задачу: уничтожить мотомехвойска противника в районе по шоссейной дороге Медынь-Боровск****.

22 октября уничтожали скопление войск противника по дороге Малоярославец-Воробьи, причём сделали два вылета. В боевом донесении сообщается: «Задание экипаж выполнил, делали 2 захода. 1-й заход по колонне автомашин и танкам на шоссе 10 км северо-восточнее Малоярославец, 2-й  и 3-й заходы -по скоплению живой силы в районе Малоярославец – разъезд Обнинское — Угодский завод и стрелками обстреляли из пулемётов».

23 октября тот же экипаж и другие самолёты этого звена дважды вылетали парами на задание в район Можайска, 27 октября они опять совершили 4 самолётовылета, на этот раз бомбили колонну на дороге Трубецкое-Шишкино. Как сообщается в боевом донесении, «результат хороший», но экипаж Акуличева задание не выполнил, с бомбами сел на свой аэродром; причина – оборвалась пружина Виш-3».

5 ноября экипаж лётчика Акуличева в 8.00 вылетел на выполнение боевого задания. В 9.02 были сброшены бомбы ФАБ-100, 10 штук. Из них 3 – по городу Юхнов, 2 — по площадке аэродрома, 3 — по посёлку, 2 — по леску юго-восточнее Юхнова*****.

6 ноября полку была поставлена задача: уничтожить скопление войск противника в районе станция Дорохово — Можайск. Как сообщал в боевом донесении начальник штаба подполковник Шевчук, «на выполнение задания вылетел 1 экипаж пилота Акуличева — штурман лейтенант Лисанский, военный стрелок-радист Волков и стрелок Орумбаев на самолёте ДБ-3 №1708. Бомбовая зарядка: ФАБ-100 = 10. Время вылета — 7.20. Экипаж не вернулся. Сведений нет».

Спустя три дня подполковник доносил в штаб дивизии следующее:

«… Вернулся пилот Акуличев, который вылетал на боевое задание 6.11.41. Бомбометание произвели по колонне бронемашин в районе Можайск–Дорохово. Время бомбометания – 9.50. Видно было прямое попадание, видны были разрывы и пожары. Сброшено фаб-100 10 шт. В районе Наро-Фоминска были атакованы тремя Ме-109. Убиты в воздухе были штурман лейтенант Лисанский, радист младший сержант Волков и стрелок Орумбаев (младший сержант). Самолёт 1708 сгорел».

Как следует из записи в личном деле, Иван в этой передряге получил «ранение правой голени и левой надбровной дуги и ожоги лица второй степени».

Судя по боевым донесениям, Акуличев около месяца находился на лечении, его фамилия встретилась только в документе от 17 декабря. Видимо, перед началом наступления на центральном участке Западного фронта, которое было запланировано на 18 декабря, полк получил новые машины. Но если насчёт самолётов – предположение автора, то место базирования авиаторы точно поменяли – теперь они летали с аэродрома Лопатино.

17 декабря старшина Акуличев выполнял задание со штурманом Аралкиным, стрелками-радистами Чернявским и Новохатько на самолёте ДБ-3Ф №1904. Полёт по маршруту Конорин, Голото, Широков, Клименко оказался неудачным, боевое задание выполнено не было. В донесении сказано, что бомбы были сброшены в озеро «по вине пилота» ******.

Да, в декабре 1941 Акуличеву не везло. 28 декабря его экипаж и экипаж лейтенанта Кондрина вылетели для бомбометания по узлу Сухиничи. Взлёт был произведён в 10.46, посадка — в 13.51.

Экипаж Кондрина произвёл бомбометание по железнодорожной станции Сухиничи, причём попадание, со слов экипажа, было по цели. В районе цели самолёт был обстрелян зенитными пулемётами. Погода по маршруту выдалась сложная: облачность на высоте 100 метров была 10 баллов, в районе цели – не лучше: «Видимость только вертикально», — как отражено в донесении.

Экипаж Акуличева, вылетевший на самолёте ДБ-ЗФ №954 задание не выполнил, объясняя это двумя причинами: обледенением самолёта и малой высотой для бомбометания. В донесении начштаба добавлено, что «пилот Акуличев требования штурмана Аралкина идти дальше на цель и снизиться – не выполнил».

На обратном маршруте, не долетая аэродрома, в районе Гусь-Хрустальный у самолёта заклинился правый мотор. Бомбы Фаб-100 в количестве 8 штук «сброшены с пассивом в лесу в пяти километрах северо-восточнее Бутылица». Сбросили листовки за линией фронта – 50000 штук, брошюр – 2450 экземпляров.

Как видим, после освобождения Наро-Фоминска, полк стал обслуживать территорию, занятую врагом и над нашим районом бомбардировщики 7-го дбап летать перестали.  Чтобы не останавливаться на минорной ноте, добавлю, что 9 января 1942 года Акуличев со штурманом Шмелёвым и стрелками Чернявским и Новохатко вылетели на боевое задание на самолёте ДБ-3Ф №2049 имея задание разрушить железнодорожное полотно в 15 километрах южнее станции Угра. В 14.20 с высоты 1000 метров экипаж видел разрыв бомбы в полотно. Было сброшено 25 бомб Фаб-100.

Линия фронта ушла на запад, самолёты 7-го дбап над Наро-Фоминским районом летать перестали. Поэтому более поздние оперативные документы полка я не смотрела.

Как свидетельствуют документы кадрового состава, во время завершающего этапа Московской битвы он служил в том же 7-м полку*******. 9 января 1941 года ему было присвоено воинское звание младший лейтенант. 27 марта 1942 года он получил свою первую и единственную боевую награду – медаль «За отвагу», если не считать медалей «За оборону Москвы» и «За победу над Германией», которыми он был награждён в 1944 и 1945 году.

О дальнейшем боевом пути Ивана Акуличева рассказывает его учётная карточка, составленная на основании личного дела командиром 104-го транспортного авиаполка, в котором он служил в 1952 году.

До июля 1942 года служил пилотом в 7-м дбап. А в 1943 году стал лётчиком-инструктором и большую часть войны служил в этой должности. В 1944 году ему было присвоено звание лейтенанта, а в 1947 – старшего лейтенанта.

Следующим местом его службы значится 44-й запасной авиаполк 27-й запасной авиабригады, где молодые лётчики учились летать на новых самолётах и совершенствовали мастерство. Здесь уместно вспомнить, что по первому месту службы Акуличев значился в списке на получение вознаграждения за ночные полёты за период с 20 августа по 17 декабря. Видимо, умением летать ночью он овладел в авиашколе. При том, что многие лётчики в полку, как следует из документов 7-го дбап, должны были осваивать эту премудрость. Надо учесть, что приборы, которыми пользовался в то время пилот, были далеки от совершенства.

Затем Акуличева перевели в 7-й запасной авиаполк, потом в 44-й учебный офицерский авиаполк 27-й учебной офицерской авиадивизии, где он без отрыва от службы целый год учился на вечернем отделении дивизионной школы партактива, которую окончил в 1945 году. С декабря 1945 года он стал служить в 1-й Рязанской высшей авиационной школе ночных экипажей.

23 августа 1947 года И.И.Акуличев был уволен в запас, в 1952 году определён в кадры Советской Армии и направлен на службу в 104-й транспортный авиаполк 226-й авиадивизии дальней авиации. К этому времени он уже был женат на Марии Ивановне Сорокиной, в 1950 году у них родилась дочь Людмила.

Заключительным аккордом короткого рассказа о пилоте, сражавшемся с фашистами в небе над Наро-Фоминском, пусть будет строка из базы данных «подвигнарода», куда пока не внесена его боевая медаль, но уже попала главная юбилейная награда. В апреле 1985 года Иван Иванович Акуличев был награждён орденом Отечественной войны II степени.

—————————

Использованы документы из дел фонда 21939 Центрального архива Министерства обороны РФ:

Оп. 393839, д.16. Переписка 7-го дбап по личному составу 7.1-16.6.41;
оп. 704166, д. 1. Книга учёта мл. нач. и рядового состава 7-го дбап 20.11.41-15.03.42;
оп. 393839, д. 17. Штатно-именные списки и переписка по личному составу 28.6-23.12.41;
оп. 393839, д. 8. Боевые донесения и боевые приказы за октябрь 1941;
оп. 393839, д. 9. Боевые донесения и боевые приказы за ноябрь 1941;
оп. 393839, д. 10. Боевые донесения и боевые приказы за декабрь 1941;
оп. 393841, д. 4. Боевые донесения и боевые приказы за январь 1942;
оп. 393841, д. 3. Материалы по отчётности, присвоению званий и награждению личного состава 4.1-4.4.42.

—————————

Татьяна Окулова


поделиться:
Мы в социальных сетях:

Top.Mail.Ru
п.Молодёжный Наро-Фоминский район Московская область

Электронная почта: