В прошедшие выходные в составе «Наро-Фоминской экспедиции» приняли участие в обследовании ранее неизвестного места падения самолета под Наро-Фоминском.
Информация об очередном месте авиационной катастрофы поступила от местных охотников, обнаруживших на одной из лесных просек фрагмент авиационного мотора, по всей видимости приготовленного для сдачи в металлолом. Также изначально информация была о якобы немецком самолёте, которую в любом случае необходимо было проверить.
Экспедиция проходила в условиях свежевыпавшего снега: толщина снежного покрова достигала 20 см, что серьезно затруднило поиск, т.к. снегопад полностью преобразил лес и сделал его неузнаваемым даже для проводников из числа местных жителей. В итоге не без труда, но в всё же нашли место падения самолета, которое по всем внешним признакам подвергалось масштабному разграблению. До наступления сумерек удалось поработать чуть более часа.
В результате поисковых работ были собран ряд деталей, на которых имелись надписи и номера. Также произведена фотосъёмка значимых узлов конструкции самолёта, которые могли бы помочь в определении типа самолёта.
Впоследствии, анализируя полученную информацию, удалось установить, что в этом месте потерпел крушение самолет американского производства (возможно поэтому был изначально принят за «немецкий», т.к. обломки содержали надписи латинскими буквами), поставлявшийся в СССР по программе Ленд-лиза*. По найденным на разбитом правом блоке цилиндров номенклатурным номерам 43391H специалисты Центра современной истории установили, что это мотор Allison A-1710-81, который устанавливался на американский истребитель Curtiss P-40M/N Kittyhawk. Также были найдены остатки сгоревшего боекомплекта к 12,7-мм авиационному крупнокалиберному пулемету Browning (производства Remington Arms — Bridgeport Connecticut), на донцах гильх которого был указан год производства — 1942. Эта информация указывает на то, что данная авиационная потеря произошла не ранее 1942 года. С большой долей вероятности, истребитель мог принадлежать одной из авиационной частей 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Москвы. Так, истребители Curtis различных модификаций стояли на вооружении у 28-го, 11-го, 126 -го авиационных полков. Участники Наро-Фоминской экспедиции продолжают поисковые работы и архивные исследования для установления причин гибели машины, а также имени и судьбы летчика, пилотировавшего этого самолета. В следующем сезоне на месте падения планируется провести полноценную экспедицию.
Историческая справка:
Первые партии Кёртисов были отправлены в СССР из США в сентябре 1941 года. Во время Великой Отечественной истребители Кёртисс Р-40 различных модификаций участвовали в боях практически на всем советско-германском фронте. «Томагавки», «Киттихоки», «Вархоки», несущие на своих крыльях красные звезды использовались во всех решающих сражениях: битве у Сталинграда, под Москвой, обороне Ленинграда, на Курской дуге, на Кубани и далее вплоть до освобождения Восточной Пруссии.
*Ленд-лиз (англ. lend-lease, от lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду), система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам — союзникам по антигитлеровской коалиции в годы 2-й мировой войны. (Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия)