В начале декабря создались благоприятные погодные условия для подсыхания почвы, вследствие установившихся морозов и отсутствия снежного покрова. Решили воспользоваться этим обстоятельством и провести исследовании воронки, образовавшейся предположительно от падения самолёта.
Ранее мы уже исследовали поверхность в радиусе от воронки, собрали большое количество фрагментов самолёта, установили его тип, номера (на лючках) и проводили работу по этим номерам в ЦАМО, однако успеха не имели.
В результате подъема воронки мы ставили себе цели: установить, действительно ли воронка образовалась от падения самолёта, находятся ли в ней крупные части; подъем частей самолета из воронки, поиск двигателей, установление номеров двигателей (для поиска в ЦАМО); поиск останков погибших членов экипажа и предметов, которые помогли бы в идентификации погибших.
Итак, воспользовавшись благоприятной погодой и ближайшими выходными днями мы выдвинулись в сторону воронки. Также нам смог составить компания Игорь Михайлюк, что придавало нам уверенности в правильной идентификации найденных фрагментов самолета, да и вообще уверенности в интересных находках, т.к. у Игоря «нюх» на такие вещи. И точно, едва сняв экскаватором верхний слой почвы (около 1-1,5 метров) Игорь вместе с Вадимом, участником отряда, обнаружили застежки и кольца от парашюта. Работы экскаватором тут же приостановили, т.к. стало понятно, что скорее всего имеется погибший член экипажа. Ребята стали аккуратно снимать грунт и через некоторое время были извлечены первые костные останки. Никакой системы в их расположении не было, останки были буквально перемолоты (ни одной целой кости) в результате падения самолета. После нескольких часов работы останки были полностью извлечены из земли. Личных вещей практически не обнаружили, за исключением небольшого перочинного ножика и остатков патронов от пистолета ТТ.
Между тем дело клонилось к вечеру, быстро смеркалось и раскопки решили перенести на следующий день.
Придя утром к месту работ мы констатировали, что за ночь почва очень сильно промерзла, даже лопату воткнуть стало невозможно. Однако в раскопе было сухо, что не могло не радовать. Радовало и то обстоятельство, что в нашем распоряжении был экскаватор и опытный экскаваторщик Владимир — участник отряда, поисковик с большим опытом. Естественно для ковша экскаватора промерзание почвы абсолютно никаким препятствием не являлось, тем более Владимир работал ковшом с той же, а подчас и большей аккуратностью, как и при работе с лопатой.
Снимая ковшом тонкие слои, одновременно работали лопатами в раскопе и на отвалах. Глина была настолько тяжёлая и «липучая», что трудней всего было именно отлепить её от лопаты, а оставшаяся на лопате глина быстро замерзала и со временем лопата (да и мы все) полностью покрывалась замерзшей грязью, которую отбить уже было невозможно.
Тем временем на поверхность извлекалось множество фрагментов самолёта, однако останков погибших летчиков больше не было обнаружено. Глубина раскопа близилась к 5-6 метрам, когда ковш коснулся большого и прочно «сидящего» в земле металлического объекта. Двигатель! Рядом виднелись поломанные и погнутые лопасти — самолёт падал с работающим двигателем. Обвязав тросом за выступающую часть и прикрепив другой конец к зубу ковша мы без особого труда за 1,5 часа извлекли из земли и двигатель и лопасти. Игорь Михайлюк принялся за исследование мест двигателя, где были нанесены номера. Есть номер! К слову, двигатель сильно пострадал от падения, был расколот.
После извлечения первого двигателя стало примерно ясно в каком направлении искать второй. Нужны ещё номера, т.к. была вероятность замены двигателя (вследствие поломки) и тогда бы первый номер повел бы нас по ложному следу.
Копаем дальше. Лопасть! Колесо! Смеркается. Ковш опять задевает массивный предмет. Второй двигатель. Извлекаем по той же схеме. Есть номера. Фотографируем. Почти темно. Мороз крепчает, падает снег. Из воронки извлечено максимально возможное количество грунта и частей самолета. На очереди переборка отвала. Ждём весны.
Продолжение: